Радченко Маргарита Владимировна
Кандидат юридических наук
Кандидат юридических наук
День 1
Часть 1. Как не стать участником «медицинского дела» и как врачу избежать уголовной ответственности:
1. Современная ситуация с правовой ответственностью медицинских работников: гражданская, административная, уголовная ответственность. Взаимосвязь и юридические приемы, повышающие вероятность наступления ответственности медицинской организации, ее руководителя и конкретного врача. Кейсы конкретных уголовных, гражданско-правовых дел, в которых спикер выступала как представитель медицинской организации, представитель отдельных врачей.
2. Опасные тенденции ст. 238 Уголовного кодекса Российской Федерации «Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности»: состав формальный или материальный? Неблагоприятные последствия расширительного понимания указанной нормы. Возможно ли привлечение к юридической ответственности, если фактический вред жизни, здоровью пациента причинён не был?
3. Как быть врачам с лекарствами. Совсем не про рецепты. Назначение лекарственных препаратов вопреки инструкции - «оф лейбл» как неправомерное действие. Трансформируем назначение препарата в правовое поле. Конкретные примеры информированных добровольных согласий пациентов на применение лекарственного средства «оф лейбл». Обязательная маркировка лекарственных средств. Новеллы действующего законодательства. Как применять лекарственные средства без неблагоприятных последствий.
4. Консультация пациента, коллеги - врача по телефону как юридический факт, как телефонограмма: правовой статус, правила осуществления и документального закрепления такой консультации. Вызов врача консультанта в иную медицинскую организацию. Порядок оформления и проведения такой консультации. В каких случаях возникает необходимость в межведомственных врачебных комиссиях, организационные и юридические проблемы таких ВК.
Часть 2. Вы стали участником «медицинского дела», что предпринимать:
1. Правильная оценка правовых и финансовых последствий произошедшего. Как не сидеть сложа руки. Кому следует доверять. Медицинская документация - доводим до совершенства без приписок! Организация доказательственной базы, подбор медицинской и сопутствующей документации и её систематизация.
2. К какому юристу обращаться, когда свой юрист не спасает. Практические советы. Не допускаем ошибок. Всегда ли нужен адвокат. Отличия медицинского юриста, не имеющего статуса адвоката и члена адвокатского сообщества. Формирование правовой позиции медицинской организации.
3. Общение с правоохранительными органами. Опросы сотрудников. Вызов на допросы, дача пояснений. Изъятие первичной медицинской документации, иной документации из медицинской организации. Оформление изъятия документов.
4. Личный опыт спикера при проведении проверок лицензионных требований в русле нововведений Порядка оказания медицинской помощи по специальности пластическая хирургия. Арбитражные дела против организаций, осуществляющих деятельность в сфере пластической хирургии. Правовой синдром Золушки. Делюсь юридическими приемами эффективной защиты медицинских организаций по административным делам, инициированным компетентными органами – Росздравнадзором, Роспотребнадзором.
Часть 3. Жалобы пациентов на ненадлежащее качество медицинской помощи как превалирующие:
1. Роль концепции тесной связи клиники со своими пациентами «Похвалить – пожаловаться», и её влияние на формирование лояльности к клинике, а следовательно, на будущие доходы. Виды жалоб и претензий, исходящих от пациентов. Явная и скрытая подоплека таких обращений.
2. Пациент всегда прав? Диагностика эффективности работы клиники методом обратной связи. Потребительский экстремизм, поддержанный адвокатским экстремизмом. Роль руководства клиники в алгоритмизировании работы с обращениями, жалобами, претензиями пациентов. Закон следует знать.
3. Как юридически правильно «отработать» жалобу пациента. Юридические каноны. Сроки. Документооборот. Юридическая подстраховка в нетипичных ситуациях.
4. Жалоба пациента как оферта, предложение о скидке за проведенное лечение. Риски возврата затраченных на лечение денежных средств пациенту. Это крайний случай! Но тем не менее - как правильно, без лишних юридических последствий, возвращать деньги пациенту.
День 2
Часть 4. Эксклюзивная авторская практика Специальные медико-юридические вопросы при работе с претензиями пациентов:
1. «Я Вам пишу, чего же боле…?» Более – Росздравнадзор, Роспотребнадзор, Министерство (департамент) здравоохранения регионального уровня, Прокуратура, Суд (перечень организаций не является исчерпывающим).
2. Правильный ответ на претензию пациента (медицинскую документацию готовь!). Искусство просчитывать юридический риск. Особенности ответа на претензию пациента, поданную его законным представителем, представителем по доверенности.
3. Жалоба, претензия пациента как предтеча судебного разбирательства. Что написано пером – не вырубишь топором.
Часть 5. Судебно-медицинские экспертизы по делам с участием частных медицинских организаций:
1. Разновидности судебно-медицинских экспертиз. Влияние вида СМ экспертизы на выбор экспертной организации. Проводим экспертизу в государственной организации или в частной? Отношение суда. Выбираем судебно-медицинскую организацию. Береги честь смолоду. По материалам судебных дел и сложившихся субъективных представление спикера об объективности судебных экспертиз по современным медицинским делам.
2. Мастерство формулирования вопросов, поставленных перед экспертами. Возможна ли ситуация, когда эксперт выходит за рамки вопросов, поставленных судом? Вызовы судебно-медицинских экспертов в судебное разбирательство, возможности телекоммуникационной связи.
3. Что такое «косвенная причинно-следственная связь», каково ее противопоставление «прямой причинно-следственной связи». Экспертные организации, расщепляющие причинно-следственную связь (по опыту спикера по оценке экспертных заключений). На основании каких факторов устанавливают причинно-следственную связь действий врача и наступивших последствий.
4. В каких случаях следует приложить усилия для заключения мирового соглашения в суде. Когда прямой причинно-следственной связи в экспертном заключении не избежать. Правовые последствия такой СМЭ. Особенности заключения мирового соглашения по медицинским делам.
На протяжении всего дня работа с конкретными жалобами пациентов и конкретными ответами на них за последнее десятилетие в сфере стоматологии (терапевтической, связанной с эндодонтическим лечением; хирургической, в связи, как не удивительно, с удалением зубов, установкой дентальных имплантов; ортопедической стоматологии; ортодонтии); акушерства и гинекологии, жалобы пациентов на лечение как в амбулаторных условиях, так и к родильным домам, гинекологическим стационарам, а также при проведении вспомогательных репродуктивных технологий путем экстракорпорального оплодотворения и связанные с этим генетические проблемы; на неудовлетворенность лечения у пластических хирургов (превалируют жалобы в связи с неудовлетворенностью результатами проведенной маммопластики); жалобы на косметологов (по поводу введение филлеров, ботулотоксинов, косметических нитей).
Нарабатываем конкретные приемы ответов на претензии пациентов. Учим и берём на заметку. Хороший ответ на претензию – превенция судебного разбирательства.
Не боимся судебного разбирательства. Учимся, как не «переобуваться» в процессе суда. Практикуем формулирование вопросов для судебно-медицинской экспертизы как выработку навыков юридической самообороны для врачей, в том числе и при возбуждении уголовного дела по ятрогенным преступлениям.
При оплате до 1 февраля 2020 г - стоимость 20 000 рублей.
Группа из двух участников (после 01,02) – по 22 000 рублей
Группам из трех участников (после 01,02) – по 20 000 рублей