Адрес проведения
г. Новосибирск, пл. Карла Маркса 1/1, гостиница «Mirotel»
Программа
Данный курс посвящен актуальным вопросам радиодиагностики и компьютерной томографии в стоматологии. На семинаре будут разбираться актуальные вопросы, возникающие у врачей при проведении радиодиагностики в стоматологии, двухмерной и 3D диагностики мягких тканей лица, полости рта и носоглотки, диагностики состояния челюстно - лицевой области детей, подростков и юношей.
Лектор: Рогацкин Дмитрий Васильевич- врач-рентгенолог стоматологического объединения «ОРТОС» г. Смоленск.Закончил Смоленский государственный медицинский институт. Ведущий лектор по темам: радиодиагностика, лучевая диагностика, челюстно-лицевая радиодиагностика. Ведущий лектор по теме рентгенодиагностики, автор тематических курсов для стоматологов. Автор и соавтор книг: «Рентгенодиагностика в практике врача стоматолога», «Искусство рентгенографии зубов», «Информатика. Медицинская информатика. Книга 2», «Интраоральная рентгенография зубов», и многих статей по рентгенодиагностике и компьютерной томографии.
День 1
09:30-10:00 - Регистрация участников
10:00-11:30 – Лекция «Основные принципы построения изображения и правила работы с КТ. Двухмерная и 3D диагностика мягких тканей лица, полости рта и носоглотки» Часть 1
- Принципы и правила работы с компьютерной томограммой – от открытия программы, до получения информативного изображения.
- Применение компьютерной томографии на примере использования в эндодонтии, диагностике периодонтитов и участков беззубой челюсти.
- Двухмерная и трехмерная визуализация – сравнение, корреляция и методики получения изображения. Методы получения качественных внутриротовых снимков на амбулаторном приеме в процессе лечения пациент.
- Вспоминаем главное о 2D. Диагностическая ценность и информативность идентичных 2D и 3D снимков. Диагностические, верификационные и контрольные снимки при лечении периодонтитов – когда достаточно КТ, когда необходим внутриротовой снимок
- Основные принципы построения изображения и правила работы с компьютерной томограммой. Определение и выделение зон интереса в зоне сканирования, виртуальная навигация и позиционирование объекта исследования. Основы визуализации объекта, правила работы с системой координат и регулируемой глубиной слоя.
- Алгоритм получения фиксированного двухмерного изображения каждого зуба на основе трехмерных данных. Оценка состояния костной ткани беззубого участка челюсти перед установкой имплантата.
- Панорамная реформация – отличия от стандартной панорамной томограммы (ортопаномограммы) или – почему доктору не нравится «ОПТГ из КТ!». Правила построения информативной панорамной реформации в различных просмотровых программах КЛКТ. Стандартизация манипуляций и последовательный радиомониторинг при работе с различными КТ просмотрщиками. Двухмерная и 3D диагностика мягких тканей лица, полости рта и носоглотки. Возможности КЛКТ и инструменты визуализации.
11:30–11.45 – перерыв на кофе-брейк
11:45–12:45 – Лекция «Основные принципы построения изображения и правила работы с КТ. Двухмерная и 3D диагностика мягких тканей лица, полости рта и носоглотки» Часть 2
- Шкала плотности и определение плотности тканей в КЛКТ. Инородные включения мягких тканей лица, которые регулярно видят стоматологи на КТ. Классификация гиперденсных включений. «Бандитская пуля» или «косметологи постарались!». Сиалодениты – панорамная томография и ТРГ с применением контрастного вещества
- Трехмерная диагностика сиалолитиаса - калькулезных сиалоденитов. Топография камня при нахождении его в поднижнечелюстной слюнной железе и в протоке. Лимфоаденит и петрификация лимфоузлов. Дифдиагностика с сиалолитиасом и пломбировочным материалом.
- Радиоконтрастные включения мягких тканей при других заболеваниях. Флеболиты сосудистых сплетений и гемангиом мягких тканей. Дермоидная киста, ранула и «киста» Стафне. Диагностика при пенетрации зубов мудрости в мягкие ткани в процессе удаления.
12:45 – 13:00 – Сессия «Вопрос-Ответ»
13:00–14:00 – Перерыв на обед
14:00-16:00 Лекция «Основные принципы построения изображения и правила работы с КТ. Двухмерная и 3D диагностика мягких тканей лица, полости рта и носоглотки» Часть 3
- Постоперационная гематома, флегмона, эмфизема после удаления и при инъекции гипохлорита натрия – как они выглядят на КТ. Инородное тело дна полости рта и верхнечелюстных синусов. Антролит – не камень, а пломбировочный материал в верхнечелюстном синусе.
- Принципы диагностики верхнечелюстных синусов при осложнениях эндодонтического лечения.
- Визуализация при осложнениях, связанных с выведением пломбировочного материала в верхнечелюстной синус.
- Грибковый синусит – синоназальная мицетома как осложнение лечения зубов.
- КТ и ТРГ как инструмент для диагностики аденоидитов и тонзиллитов у детей и взрослых. Степени увеличения аденоидов в зависимости от вертикального перекрытия сошника. Принцип расчета степени аденоидита по боковой проекции. Изменение NHP при нарушении носового дыхания. КТ как инструмент определения причин нарушения носового дыхания на детском и ортодонтическом приеме.
16:00–16:15 – Перерыв на кофе-брейк
16:15–17:45 Лекция «Артефакты и искажения на компьютерной томограмме»
- Принципы визуализации зоны интереса в трехмерном отображении.
- Изображение качественное и не качественное – результат влияния артефактов или человеческих факторов. Истинные артефакты и искажения на компьютерной томограмме и ошибки интерпретации изображения.
- Хороший томограф – плохой томограф. Динамическое искажение, артефакты от металла, зоны повышенного контрастировании, дефекты наполнения и другие технические артефакты.
- Ошибки интерпретации, связанные с неправильным виртуальным позиционированием и привычкой двухмерными понятиями.
- Ошибки планирования операции имплантации и измерений величины. Как снизить влияние артефактов и избежать ошибок.
- Аппаратурная и программная коррекция искажений, в чем разница и какие есть для этого возможности
17:45 – 18:00 – Сессия «Вопрос-Ответ»
День 2
10:00 – 11:30 Лекция «3D диагностика состояния челюстно-лицевой области детей, подростков и юношей» часть 1
- Лучевая диагностика на детском стоматологическом приеме. Основные актуальные методы – внутриротовая радиография, панорамные снимки и компьютерная томография. Особенности обследования, показания, риски, правила.
- Внутриротовые снимки зубов в сменном прикусе, как правильно делать какими они должны быть, что на них можно увидеть. Панорамные снимки – есть ли в них смысл на современном амбулаторном приеме?
- КТ детям – так ли это вредно или – насколько это полезно? Принципы работы с компьютерной томограммой пациентов со сменным прикусом.
- Правила визуализации и принципы виртуального позиционирования зачатков и непрорезавшихся зубов.
- Инструменты КТ необходимые для преэруптивной диагностики. Когда «всё в кучу» - как разобраться где какие зубы и «что они здесь делают»
11:30 – 11:45 – Перерыв на кофе-брейк
11:45 – 12:45 – Лекция «3D диагностика состояния челюстно-лицевой области детей, подростков и юношей» часть 2
- Этапы формирования корня зуба, известные классификации и их практическое применение. Раннее прорезывание и позднее формирование зачатков комплектных и сверхкомплектных зубов.
- Нарушение прорезывания постоянных и молочных зубов, PFE, MFE – первичное нарушение прорезывания, механическая задержка прорезывания, ретенция, анкилоз – что это такое и как распознать на КТ.
- Сверхкомплектные зубы – локализация классификация, обоснование важности своевременной и точной диагностики состояния и положения сверхкомплектных зубов. Проблемы и патологические состояния, обусловленные наличием сверхкомплектного зуба.
- «Кариес» непрорезавшегося зуба – преэруптивная резозбция, виды, признаки, этиология методы диагностики. Посттравматическая резорбция, нарушение развития и прорезывания зуба, индуцированное травмой зачатка.
12:45 – 13:00 – Сессия «Вопрос-ответ»
13:00 – 14:00 – Перерыв на обед
14:00 – 16:00– Лекция «3D диагностика состояния челюстно-лицевой области детей, подростков и юношей» часть 3
- Диагностика состояния периапикальных тканей молочных зубов и зубов с несформированными корнями.
- Признаки воспаления – рарефицирующий остит и конденсирующий остит как проявление периодонтита и периапикального абсцесса. Осложнения лечения молочных зубов и постоянных с незавершенным формированием твердых тканей.
- Оссифицирцющий периостит, остеомиелит. Дифференциальная диагностика остеомиелита челюстей у подростков и фиброзной дисплазии.
- Диагностика фиброзной дисплазии челюстей в детском и подростковом возрасте. Как не пропустить и не совершить врачебную ошибку. Гемимандибулярная элонгация и гемифациальные дисплазии
16:00 – 16:15 – Перерыв на кофе-брейк
16:15- 17:45 – Лекция «3D диагностика состояния челюстно-лицевой области детей, подростков и юношей» часть 4
- Аномалии развития зубов и челюстей, диагностируемые на детском и смешанном приеме.
- Аномалии развития и мальформации зубов – одиночные и генерализованные. «Зуб в зубе» или Dens invaginatus - классификация, диагностика, осложнения без лечения, методы диагностики и лечения. Синдонтия и геминация – слияние и удвоение молочных и постоянных зубов. Дентинодисплазия, несовершенный амелогенез, несовершенный дентиногенез, регионарная одонтодисплазия, сегментарная зубо-челюстная дисплазия.
- Как распознать взрослую проблему, пока она маленькая.
- Кисты и опухоли челюстно-лицевой области детей подростков и юношей. 3D радиосемиотика, принципы диагностики. «Каких-то» кист тут не бывает – они все известны и понятны. Знать, чтобы не навредить, распознать, чтобы помочь.
- Одонтогенная «фолликулярная», прорезывающаяся, латеральная периодонтальная, ювенильная околозубная или мандибулярная фуркационная – этиология, патогенез, диагностика, результаты лечения.
- Что такое псевдокиста челюстей у подростков – современное представление, диагностика, принципы и результаты лечения. Некоторые топонимические синдромы, которые первыми распознают стоматологи. Что детский стоматолог обычно НЕ видит на КТ детей и подростков. Опухоли челюстей характерные для детского и юношеского возраста. На что следует обращать внимание, что во внимание не надо принимать. Как выглядит «не опухоль» или что мерещится ортодонтисту. Добро и зло – побеждает разум.
17:45- 18:00 – Сессия «Вопрос-ответ»